Новости

23.08.2011
Проблема со стажем

Еще один символ советской эпохи приказывает долго жить. По словам замминистра здравоохранения и социального развития Александра Сафонова, уже в следующем году перестанут быть обязательными трудовые книжки, а к 2025 году их полностью упразднят. Решение вполне логичное — если рассматривать его в контексте пенсионной реформы. Государство берет курс на уравниловку, и в эту схему понятие «трудовой стаж», как и фиксирующий его документ, никак не вписывается.

Не каждому по труду

Оставим за скобками вопрос, на основе каких документов вместо требуемой сейчас трудовой будут выдавать загранпаспорта. Можно не сомневаться: власти придумают какие-нибудь другие бюрократические загогулины. Отдельная тема и то, какую бумажку (чтобы подтвердить свое резюме) придется предъявлять работодателю при найме на работу. Возможно, как в старой доброй Англии, потребуются рекомендации от уважаемых граждан. Или как водится у нас — просто звонок сверху.

По большому счету, дело принципиально в другом. Альтернативы трудовой как носителю информации о стаже и ратном жизненном пути не существует. Вспомните, сколько раз по разным надобностям вам приходилось брать с работы копию книжки. Даже когда вы сдадите ее в Пенсионный фонд и ее якобы занесут в компьютер, в других инстанциях с вас потребуют все заново. По одной простой причине: никакой общей базы данных, доступных для всех госорганов, нет и в помине.

Что произойдет с отменой документа? Для рядовых граждан — хаос и невозможность отстоять свои права. Для властей же появляется возможность полностью закрыть глаза на такое явление, как трудовой стаж. Так что книжка во всей этой истории — всего лишь значимый, но эпизод.

Уже сейчас вместо принципа «каждому по труду» (по стажу, уровню зарплаты и страховым взносам, которые платит работодатель) фактически восторжествовала уравниловка. Если кто не в курсе: непрерывный стаж, о чем так пеклись в советское время, в расчет уже не принимается. Закон 2001 года «О трудовых пенсиях в РФ» донельзя запутал формулу начисления этих пособий, расставив неприметные обывателю ловушки, сводящие личную трудовую и зарплатную историю к общему знаменателю страны.

Начнем со страховой пенсии. По идее она зависит от размера зарплаты. То есть кто работал дольше и зарабатывал больше, и пенсию должен получать большую. Но это только в теории. На практике страховая премия уравнительная. Она состоит, во-первых, из фиксированной базовой части. На 1 февраля 2011 года эта сумма равнялась 2963 рублям 7 копейкам. Кстати, когда власти говорят о повышении пенсий, имеется в виду только эта ее часть.

Остальная часть рассчитывается на основе пенсионного капитала (складывающегося из стажа и страховых взносов) и так называемого периода дожития: правительство установило его автоматом, проще говоря — с потолка. В настоящее время он составляет 228 месяцев (19 лет — при том, что, например, российские мужчины живут на пенсии в среднем чуть более 11 лет), что уже ведет к уравниловке.

Дальше — больше. Все, что вы зарабатывали до начала пенсионной реформы (до 1 января 2002 года), государство не интересует. Дореформенный пенсионный капитал оно рассчитывает исходя из «средней температуры по больнице». Точнее — средней зарплаты по стране в 2000—2001 годах. А она тогда составляла смешные 1600 рублей с копейками. Не важно и то, что перед выходом на пенсию вы зарабатывали тысяч по сто в месяц. Ибо тут в действие вступает коэффициент: отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной зарплате по всей стране. А он не должен превышать 1,2 (не считая льготников). Есть и стажевый коэффициент. Но он крайне невелик и существенно на размер пенсии не влияет.

Не будем утомлять долгими расчетами, но сколько ни бейся, у добросовестного и хорошо оплачиваемого трудящегося набежит тысяч девять с копейками. И у тех, кто получал меньше и меньше работал, тоже. Хорошо, если вы продолжаете трудиться. Если нет и вы москвич, вас ждут надбавки, за что, конечно, большое спасибо московским властям. Но и тут обиды не избежать. По решению мэра Сергея Собянина, с 1 января 2011 года минимальная пенсия в столице для неработающих пенсионеров составила 11 тысяч рублей. То есть вне зависимости от стажа, страховых взносов и уровня зарплат.

Получается, что трудовая книжка, где фиксируется стаж, и правда отживает свое. Государству с его уравнительным подходом к и без того нищенской и убогой пенсионной системе она точно не нужна.

Где выход

Казалось бы, введение накопительной пенсии должно было восстановить справедливость. При всех потолках выплат и неадекватном сроке дожития она все-таки привязана к конкретной зарплате. Сколько внес работодатель взносов, привязанных к вашему размеру зарплаты, — столько и получите. Но не тут-то было.

Инициатива с отменой трудовой обретает смысл в совокупности с другим замыслом Минздравсоцразвития. Речь идет об отказе от накопительной системы. Крутой поворот связан с огромным дефицитом Пенсионного фонда (более триллиона рублей), который обещает только расти.

Вариантов выхода из ситуации чиновники и эксперты видят три.

Первый — повысить пенсионный возраст. Но всем очевидно: власть, которая будет ассоциироваться с таким решением, ненадолго останется властью. Политически опасен и второй вариант — повышение страховых взносов, уплачиваемых бизнесом (президент пообещал их, наоборот, сократить).

Наконец, третий и наиболее вероятный сценарий — отменить накопительную часть пенсий и пустить эти немалые деньги на выплаты нынешним пенсионерам. Работающие будут содержать пенсионеров, а власти — определять конкретный размер пенсий, размазывая их тонким и ровным слоем по всей стране. Почти как в СССР. Но «почти» — потому что тогда все-таки учитывался и заработок перед выходом на пенсию, и стаж. Так что и в этом смысле отмена трудовой — событие знаковое.

Можно ли такого сценария избежать? Ведь и оппозиция (скажем, депутат Госдумы от «эсеров» Оксана Дмитриева), и правящая партия («единоросс» Андрей Исаев) предлагают оставить трудовую в покое и по-прежнему считать ее «доказательным документом». Наверняка можно. Для начала надо найти источники для покрытия дефицита бюджета ПФР. Например, в РСПП их уже давно нашли, предложив направить на эти цели доходы от приватизации, а также часть пошлин и налогов от добычи и экспорта нефти и газа. Наконец, можно урезать не самые необходимые госрасходы. Кстати, это касается и пенсионной системы.

В пенсионном законодательстве немало места посвящено различным льготным категориям граждан, которые и на пенсию могут выходить раньше, и коэффициенты для ее расчета у них совсем не те, что у простых смертных. Например, у бывших депутатов пенсия должна составлять 75 процентов от зарплаты действующих парламентариев! Может, поискать резервы в этом направлении? А трудовую действительно оставить в покое.

Источник: Итоги